Архитектура Индии в период правления Великих Моголов
Этот период развития индийской архитектуры был обусловлен еще одним мусульманским нашествием. Бабур, первый правитель династии Моголов, нанес поражение династии Лоди в легендарной битве при г.Панипат в 1526 году. Всего за четыре года он заложил фундамент империи, которая имела неограниченную власть над большей частью Индии на протяжении последующих 300 лет. Империя, однако, была основана не столько стараниями Бабура, сколько мудростью великого афганского правителя Шер-хана, который принудил сына Бабура Хумаюна отказаться от Дели, и сам правил городом в течение пятнадцати лет. Шер-хан внес огромный вклад в развитие архитектурных традиций. Квила-Кухна-Масджид в Пурана-Квила в Дели стали прототипом развития архитектурных форм Моголов, а гробница Шер-хана в Сазараме (штат Бихар) является наивысшим достижением в ряду восьмиугольных гробниц, построенных династиями Туглакидов и Лоди. Шер-хан был свергнут сыном Бабура, который вновь поддержал мусульманскую традицию в Дели и оставил Индии великий дар - своего сына Акбара.
С Акбара началась эпоха небывалого строительства. В период его правления персидские черты слились с индусскими и буддийскими традициями, в результате чего возник стиль столь же неповторимый и эклектичный, как сама личность Акбара. Наглядным примером служит гробница Хумаюна в Дели и многочисленные постройки в новой столице, возведенной Акбаром - Фатихпур - Cикри, а также гробница самого Акбара в Сикандре, г. Агра. Фатихпур - Сикри- город, возведенный Акбаром на горном кряже за пределами Агры, отражает индивидуальность самого Акбара. Архитекторам, ремесленникам и строителям со всех концов страны было разрешено воплощать свои идеи и местные архитектурные традиции под общим доброжелательным, но строгим надзором. Смешение индусского и мусульманского стилей привело к единству, которое объясняется использованием одинакового материала для строительства - красного песчаника, добывающегося на вершине гребня, на котором был возведен город. Эстетика урбанистической планировки была лишена условностей, что давало поразительные результаты: планировка города носит непринужденный характер, а непохожие друг на друга здания группируются вокруг дворцов и садов неправильной формы. За время своего почти полувекового правления Акбар не только возродил архитектурные, административные и художественные традиции периода мусульманского правления в Индии, но также оставил своим преемникам Индийскую империю, которая не достигала подобных размеров в течение почти двух тысячелетий. Сын Акбара Джахангир не был выдающимся строителем, он предпочитал выражать свою индивидуальность в разведении многочисленных садов. Он также сменил величественный аскетизм песчаной архитектуры Акбара на изящество и блеск чистого и белого мрамора. Именно к этому материалу обратился преемник Джахангира Шах-Джахан.
Шах-Джахан стал рьяным строителем из песчаника и мрамора и довел традиции могольской архитектуры до их вершины, что проявилось в знаменитом мавзолее Тадж-Махал в Агре. Но до того, как был построен Тадж-Махал, мастера Шах-Джахана освоили применение мрамора в качестве строительного материала, возводя такие сооружения, как Диван-и-кхаси и Диван-и-ам, залы для частных и публичных аудиенций и Моти-Масджид, или Жемчужную Мечеть, в форте города Агра. Их навыки и мастерство достигли наибольшего расцвета и воплотились в здании мавзолея Тадж-Махал. Возведенный в саду, что являлось обязательным при строительстве могольских гробниц, мавзолей был размещен ближе к началу сада, чем к его центру, создавая впечатление пространственной глубины и перспективы при взгляде на фасад с прекрасно выдержанными пропорциями. Четыре минарета, окружающие центральное строение, образуют пространственную раму для арочного фасада и устремленного вверх купола.
Мавзолей Тадж-Махал, воздвигнутый по велению Шах-Джахана для его рано умершей любимой жены Мумтаз, считается вершиной архитектурных сооружений мусульманского типа. Шах-Джахан тщательно выбирал и корректировал проект мавзолея, обращаясь к лучшим в то время зодчим Востока. Основной замысел проработал Устад Мохаммед Иса Эффенди - византийский турок, ученик крупнейшего турецкого архитектора Синана, грека по происхождению. В разработке проекта участвовали мастера Индии, Средней Азии, Персии, Аравии. Шах-Джахан сам выбрал место для неслыханного мавзолея ниже Агры на правом берегу Джамуны. Стройка продолжалась с 1631 по 1647 год; на ней постоянно было занято около 20 тысяч рабочих.
Тадж-Махал - пятикупольное здание (высота с центральным куполом около
Империя Моголов продолжала существовать под ортодоксальным правлением сына Шах-Джахана Аурангзеба еще 60 лет. Однако в период его сурового правления не было создано значительных творений искусства или архитектуры, и с распадом империи Моголов очаги творчества вновь переместились в периферийные центры, например, в Оудх (ныне штат Уттар-Прадеш), где возник весьма вычурный стиль, более зависящий от прихотей правителя, чем от каких-либо архитектурных принципов.
Все изменилось с приходом англичан. Они были полны решимости строить на индийской земле точные копии сооружений греческого и готического стилей, а также возводить архитектуру эпохи ренессанса по рисункам и чертежам, присланным из метрополии. Когда Лаченсу было поручено разработать генеральный проект новой величественной столицы, он неохотно использовал в своих главных сооружениях традиционные индийские архитектурные мотивы. Очевидно, что основные формы остались западными.
После провозглашения независимости в 1947г., премьер-министр Дж. Неру призвал к строительству подлинно индийской архитектуры. Вначале это привело к неудачным попыткам имитировать прошлое, что заставило Неру взять курс на жизнеспособный стиль современной индийской архитектуры и поручить французу Корбюзье построить город Чандигарх, новую столицу штата Пенджаб. Корбюзье проектировал город в виде взаимосвязанных секторов, причем, каждый сектор нес свою функциональную нагрузку. Он перевел на язык визуального восприятия формы неофактуренного бетона и свои знаменитые солнечные рассекатели, защищающие окна от солнца под различным углом. Особое внимание здесь уделялось рациональности, функциональности и экономичности. Корбюзье создал основы того, что сейчас принято называть современной индийской архитектурой.
Современное положение дел в индийской архитектуре характеризуется поиском новых направлений в различных частях страны. Во многих районах архитекторы начинают осознавать важность понимания местных условий и, как следствие, начинают строить здания современные, имеющие утилитарное назначение и не нарушающие существующее экологическое и эстетическое окружение.