Закрыть

Добро пожаловать!

Введите, пожалуйста, Ваши логин и пароль

Admin Zone

Кто на сайте:

Сейчас 138 гостей онлайн

Туристическое снаряжение в магазине Команда ЭКС

 Архитектура Индии

     Древнейшие, сохранившиеся до наших дней памятники Индии, - это города Мохенджо - Даро (современный Пакистан), Хараппа, Лотал, Калибанган и некоторые другие, построенные в третьем тысячелетии до н. э. Это первая попытка человека создать урбанистические центры. Улицы планировались по сетчатой схеме, существовала определенная система использования земли. Здания были сложены из обожженного и необожженного кирпича, имели строго утилитарное назначение. Создатели древних городов возводили ступенчатые арки, а "Большой бассейн" в Мохенджо - Даро свидетельствует о том, что крупные ритуальные сооружения строились уже в то время.

     Архитектура в Индии: в городах просторные покои окружали обустроенные внутренние дворики. В городскую канализационную систему поступали сточные воды из кухонь и многочисленных бань.

     Во втором тысячелетии до н.э., после того, как города Индо-Гангской равнины пришли в упадок, высокоразвитое и стандартизированное искусство, основой которого был кирпич, уступило место ведическому периоду с его безымянными пастушескими поселениями, сооруженными из глины, тростника, бамбукака и других видов деревьев, произрастающих в долинах рек Сарасвати и Ганг. Несмотря на то, что до нас не дошли образцы строений ведического периода, о них можно судить по творениям буддийских скульпторов III и II веков до н.э. Они часто запечатлевали отдельные эпизоды жизни Будды в архитектурной кладке этого периода. Например, в барельефах на воротах величественной ступы в Санчи в центральной Индии, изображены круглые хижины с купольными тростниковыми крышами, шпицами, фронтонами, арочные деревянные дворцы и лоджии. Это свидетельствует о том, что постройки принадлежали богатым людям в  Мохенджо-Даро и Хараппе.

Примерно в III - II веках до н. э. буддизм доминирующей религией в Индии становится буддизм. Кроме дерева, при строительстве зданий стал использоваться камень.

     Множество памятников из камня сохранилось до нашего времени.

     Можно выделить три типичных направления буддийской архитектуры, получившие развитие в этот период:

ступа - монументальные постройки захоронений, чаитья - культовые залы и вихара - монастыри.

     В буддийских центрах в Санчи и Бхархуте в центральной Индии свидетельством связи этих сооружений с деревянной архитектурой прошлого является резьба каменных ограждений и ворот.

     Архитектура в Индии: в монастыре кельи монахов обычно располагались по периметру прямоугольного двора и иногда строились в несколько этажей. Однако, наиболее удивительные буддийские памятники относятся к архитектуре пещерных храмов в районах штата Бихар на востоке и Махараштра на западе. Монахи расширяли и преображали природные гроты и пещеры на горных склонах, создавая при этом огромные и величественные молитвенные залы и монастыри в громадных утесах. Хотя эти монастыри высекались в скалах, планировка и профиль этих пещер в точности повторяли более ранние сооружения и являлись точными каменными копиями предшествующих кирпичных и деревянных зданий. Эта особенность была настолько характерной, что даже структурные деревянные элементы воссоздавались в камне. Монахи-архитекторы, вырубавшие пещеры, ввели пилоны, балочные конструкции, стропила с окнами, балконы и огромные аркообразные проходы, подобные ранним деревянным конструкциям. Наиболее известные памятники находятся в Барабаре (штат Бихар), а также в городах Бхайя, Карли, Аджанта (штат Махараштра). Строительство этих " удивительных пещер света " на скалистых склонах древними архитекторами оставило неповторимый след в индийской архитектурной традиции. Пещеры, высеченные в скалах, есть и в других местах, но эстетические достижения индийских архитекторов не имеют аналога нигде в мире.

     В последующие века влияние буддизма в Индии ослабло, и материальное процветание в V в. проложило дорогу к возрождению идей брахманихма, или индуизма, в период правления великой династии Гуптов.

     Возродившись, индуизм сохранил свое влияние на большинство населения Индии в течение следующего тысячелетия, и это получило отражение в развитии индийской архитектуры, освященной религией.

     Архитектурные памятники Индии эпохи великого возрождения государства Гуптов считаются выдающимися. Эта эпоха создала совершенно новую архитектурную традицию, которая тесно связана с возведением индуистских храмов, ставших могущественными центрами веры и просвещения на многие столетия. До этого общая планировка всех подобных храмов была, как правило, арсидной. В эпоху Гуптов храмы развивались из обычных квадратных камер-святынь, которые существовали в период раннего правления Гуптов в городах Санчи и Эран в центральной Индии, и превращались в более сложные сооружения. По окончании раннего периода пробного строительства в Айхоле и Бадами возникают два направления храмовой архитектуры. Основное различие между этими направлениями заключалось в форме высокой крыши храма, являвшейся отличительной чертой индуистского храма. На севере страны крыша шикхара имела более или менее плавные пирамидальные очертания и поднималась непрерывной линией к закругленной вершине с вытянутым острием. На юге крыша называлась вимана и поднималась уменьшающими ступенями, подобно ступенчатой пирамиде, создавая неповторимую и своеобразную форму.

     Самые ранние образцы высоких пирамидальных крыш шикхара и вимана в храмах VI в. в городах Айхол, Паттадакал и Бадами были выполнены из необработанного камня (штат Карнатака). Позже, в VII-VIII веках, эти крыши были обработаны мастерами из Махабалипурама вблизи Мадраса, которые придали определенную форму нескольким ранним храмам, созданным из обнаженных скал, и внесли свою лепту в традицию скальной индийской архитектуры.

      В период с X по XIII век храмовая архитектура приобретает геометрическую четкость. "Парящие" храмы в Каджурахо (центральная Индия), Конараке (восток страны) и Танджуре(юг) - примеры излюбленной формы триумфально- величественных сооружений, богатой и впечатляющей. Сложная резьба на поверхности этих храмов обогащает структуру форм и стилистически объединяет их, что выражается в единообразии обработки материала и различных местных вариациях. Наиболее яркое отражение такое искусство нашло в западных штатах Раджастхан и Гуджарат при строительстве величественных джайнистских храмов Маунт - Абу и Палитана, декорированных снаружи и изнутри необыкновенно сложной резьбой. В Тамилнаде вестибюли гудха манданас и возвышающиеся ворота гопурамс являются характерной особенностью храмовой архитектуры наравне с залами для танцев и крытыми внутренними галереями, сооруженными в храмах Модхера в штате Гуджарат, Конарак и Пури в штате Орисса и Кхаджурахо в центральной Индии.

      В Рамерсвараме на юге, Кашмире на севере и Конараке на востоке открытые дворы пракамас, арки в виде трилистника, сооружения в виде колесниц стали отличительными чертами храмов этих районов.

В городах-близнецах Халебиде и Белуре слились воедино так называемые "северное" и "южное" направления, воплотившись в великие творения периода правления династии Хоясала (1050-1300гг.). Прямоугольные террасы пирамидальной виманы и криволинейный профиль шикхары трансформировались в колоколовидную башню, венчавшую храм Гарбха - Гриха, имевший форму звезды. Поверхности сооружений обильно украшались скульптурами богов и божественных дев. Последним проявлением индусского мастерства в области монументального строительства стал легендарный город Виджаянагар в области Хампи (современный штат Карнатака), руины которого подтверждают восторженные описания, оставленные людьми, посетившими город в период его процветания. Исторические записи свидетельствуют о том, что архитекторы того времени заботились о сохранении существующего ландшафта, используя его, чтобы подчеркнуть величие возводимых в Виджаянагаре зданий. Создается впечатление, что архитектурные формы в сущности представляют неотъемлемую част ландшафта. Стратегические соображения определили расположение города на местности, изобилующей выходящими на поверхность скалами и огромными валунами. При строительстве архитекторы использовали скалы и пространство возле них, искусно располагая украшенные резьбой небольшие структурные группы с учетом ландшафта. Таким постройкам отдавалось предпочтение перед большими импозантными сооружениями. В таких местах невозможно определить, где кончается ландшафт и начинается архитектура. Эти храмы украшены сложной и многочисленной скульптурой, и кажется, что пластика обрела полную свободу выражения в украшениях сооружений Виджаянагара. Многочисленные обильно украшенные резьбой колонны в павильонах с плоскими крышами - отличительная черта зданий этого города. С этим лесом колонн контрастирует колесница, высеченная из цельной глыбы гранита. Искусно обработанные колеса колесницы, приподнятые на несколько дюймов от земли, могут вращаться. Другие города с храмами - крепостями Мадураи, Шрирангам и Рамерсварам на юге Индии были построены в период мусульманского правленияна севере страны в XIII- XVII вв. Они делают честь настойчивости и неутомимости индийских строителей больше, чем их архитектурному таланту. Строились многие мили коридоров, множество залов с миллионом колонн, многокольцевые зубчатые стены, многочисленные монументальные сооружения, являвшиеся обязательными атрибутами этого стиля, если здесь применим этот термин.

Ранняя мусульманская архитектура Индии

Архитектура Индии в период правления Великих Моголов

Индия архитектура